Финская система образования

Финская система образования ставит своей целью обеспечение достаточно высоким уровнем знаний, навыков и просвещенности всего населения. Принцип пожизненной учебы – возможность учиться новому в любом возрасте – охватывает все ступени образования с начального обучения до образования взрослых. В 1998 году доля расходов общества на образование составила 6,2% валового национального продукта Финляндии (в среднем по странам ОЭСР – 5,3%). Уровень образования финнов высокий. По международным оценкам, особо хороших результатов достигло образование молодежи. По оценке результатов образования, проведенной PISA-исследованием среди детей и подростков школьного возраста стран ОЭСР в 2001 году, Финляндия заняла место среди ведущих стран мира.

Дошкольное обучение

В финской школьной системе нет специальных подготовительных школ, а дошкольное обучение ведется в школах и детских садах. Под дошкольным обучением подразумевается воспитание и обучение детей в течение года, предшествующего их принятию в школу. Дошкольное обучение ставит своей целью укрепление у детей предпосылок усвоения учебного материала. На практике это означает, что новым знаниям и умениям детей обучают с помощью игры. В соответствии с законом муниципалитеты обязаны организовать всем детям шестилетнего возраста бесплатное дошкольное обучение, однако участие ребенка в нем не обязательно. Большинство шестилетних детей в настоящее время участвуют в дошкольном обучении.

Общеобразовательная школа

По-настоящему учеба начинается в Финляндии с общеобразовательной школы. Обычно ребенок начинает учебу в школе в том году, когда ему исполняется семь лет. Учеба в общеобразовательной школе длится девять лет и заканчивается, когда подросток получил объем требуемых знаний, или когда прошло десять лет с начала обязательного образования. Дети, постоянно проживающие в Финляндии, включая граждан других стран, по закону обязаны получить объем знаний, требуемых в общеобразовательной школе. Обязательное обучение можно получить как в общеобразовательной школе, так и приобретая соответствующий объем знаний иными способами. Таким образом, в Финляндии в сущности нет «школьной повинности». Принцип всеобщего обязательного образования ввели в стране в 1921 году, то есть вскоре после завоевания государственной независимости в 1917 году. В настоящее время обязательное обучение регулируется законодательством, вступившим в силу в 1998 году.

За организацию всеобщего обязательного обучения отвечают муниципалитеты, которых в Финляндии насчитывается около 450. Муниципалитет обязан или сам заниматься обучением всех детей, проживающих на его территории, или обеспечить образование детей школьного возраста иным способом. Обучение и учебные пособия бесплатны. Кроме того, учащиеся ежедневно получают в школе бесплатный горячий обед. По закону обучение необходимо организовать вблизи проживания ребенка. Организация и финансирование транспорта для детей, живущих на расстоянии более пяти километров от школы, лежит на ответственности организатора обучения.

Диплома в привычном смысле слова выпускник общеобразовательной школы не получает, но окончание обязательного образования дает право поступать в любое учебное заведение второй ступени – в профтехучилище или в гимназию.

В Финляндии насчитывается около четырех тысяч общеобразовательных школ. Каждую осень в первый класс приходит приблизительно 60 тысяч детей, а общее число учащихся общеобразовательных школ в 2002 году – около 580 тысяч.

В общеобразовательных школах первые шесть лет детей учит один классный учитель, ведущий обучение либо всех предметов, либо многих из них. В течение трех последних лет за обучение отвечают преподаватели-предметники. В широком смысле задача общеобразовательного обучения в Финляндии – формирование личности и нравственно ответственного члена общества. В общеобразовательном обучении особое внимание уделяется знаниям и умениям, необходимым в повседневной жизни. По закону ученикам, которым по каким-то причинам обучение дается тяжело, необходимо устроить специальное обучение.

В общеобразовательных школах преподают следующие предметы: родной язык, второй государственный язык страны, иностранные языки, математика, физика, химия, история, обществоведение, физкультура, музыка, изобразительное искусство, ручной труд, домоводство, религия или этика, биология, география, экология. Кроме того, в разных классах ученики могут в соответствии с интересами заниматься факультативными предметами. При международном сопоставлении освоения учениками школьных программ финская школьная система добилась хороших результатов. В частности, грамотность финских школьников находится на высшем мировом уровне.

В общеобразовательных школах учебный год состоит из 190 рабочих дней, и обучение ведется только в дневную смену. В субботу и воскресенье общеобразовательные школы не работают. Учеба в школах заканчивается в конце мая или в начале июня весенним праздником, после чего начинаются летние каникулы. Как правило, новый учебный год начинается в середине августа. В течение учебного года учащихся несколько раз отпускают на каникулы – осенью на осенние каникулы, в конце декабря – начале января на рождественские каникулы и в конце февраля или в начале марта на недельные лыжные, или зимние каникулы.

После общеобразовательной школы

После общеобразовательной школы ученики делают важный выбор: продолжать общеобразовательное обучение в гимназии, или же поступать в профтехучилище для базовой профессиональной подготовки.

Гимназия

Обучение в гимназии предназначается в первую очередь для молодежи в возрасте от 16 до 19 лет. Гимназии сами отбирают своих учеников на основе их успеваемости в общеобразовательной школе. Учеба в гимназии длится от двух до четырех лет, ибо продвижение учащегося во многом зависят от него самого. Форма учебы в гимназии – курсовая, время же обучения определяется выбором курсов, поэтому обучение в гимназиях ведется без разделения на классы. Процесс учебы в гимназии включает как обязательные, так и углубляющие и прикладные курсы.

Учеба в гимназии заканчивается сдачей студенческих экзаменов. Это государственные письменные выпускные экзамены, а сдающих их именуют в Финляндии абитуриентами. Обязательных экзаменов четыре: экзамен по родному языку абитуриента (финскому или шведскому), по второму государственному языку страны (финскому или шведскому), по иностранному языку, а также по математике или по реальным дисциплинам. Экзамен по реальным предметам абитуриент может сдавать, отвечая по выбору на вопросы по многим предметам: биологии, географии, химии, физике, истории и обществоведению, религии, этике, философии, психологии. Кроме обязательных, абитуриент может сдавать и экзамены по факультативным курсам. Экзамены по языкам (за исключением родного) состоят из двух частей: первая часть – аудирование, вторая содержит письменные задания. В ближайшие годы будет осуществлена экзаменационная реформа. Студенческие экзамены дважды в год, весной и осенью, подготавливаются экзаменационной комиссией, подведомственной Министерству просвещения. Она же и проверяет ответы всех абитуриентов на основе единых критериев. Абитуриенты, сдавшие государственные студенческие экзамены, во время весеннего или осеннего выпускного торжества получают студенческие фуражки.

Сдача студенческих экзаменов дает право поступать в любое высшее учебное заведение. В принципе учеба в гимназии и нацелена на ее продолжение в вузе. В настоящее время в Финляндии уже больше половины каждой возрастной группы заканчивает гимназию. Гимназию можно закончить и позже в системе обучения взрослых.

Профессиональное обучение

Если подростка после общеобразовательной школы больше привлекает профессиональное обучение, то у него богатый выбор специальностей как в учебных заведениях, так и на рабочем месте на предприятии на основе специального договора.

В профессиональных учебных заведениях, помимо теоретических навыков, учащиеся получают также практические навыки в мастерских своего учебного заведения или на производственной практике.

Таких специальностей всего 75, и они охватывают следующие отрасли хозяйства: возобновляемые природные ресурсы, техника и транспорт, торговля и управление, туризм, общественное питание и хозяйственные услуги, социальное обслуживание и здравоохранение, сфера культуры, досуга и спорта. По законодательству профессиональная подготовка должна обеспечить освоение профессиональных навыков, требуемых в трудовой жизни, а также подготовленность к самостоятельной профессиональной деятельности. Подготовка по специальности длится три года и предоставляет также возможность продолжения учебы в высшем учебном заведении.

Профессиональные учебные заведения отбирают новых учащихся преимущественно на основе их успеваемости в школе, но некоторые из них организуют вступительные экзамены. В учебной программе профессионального учебного заведения по любой специальности присутствуют такие общеобразовательные предметы как родной язык, второй государственный язык, иностранный язык, математика, физика, химия, физкультура, гигиена, обществоведение, основы предпринимательства, правила трудовой жизни, искусство, культура. Выпускник должен также подготовить экзаменационную работу по специальности.

Профессиональная подготовка в Финляндии, помимо освоения теоретических знаний, включает трудовую практику в мастерских самого училища и стажировку по месту работы. Организацией профессионального обучения занимаются муниципалитеты, объединения муниципалитетов, а также частные организации. Учащиеся за обучение не платят.

Профессиональное обучение по месту работы организуется на основе заключенного на определенный срок специального договора между организатором обучения, работодателем и работником. Обучение, таким образом, осуществляется одновременно с практической работой. Кроме того, профессиональную квалификацию можно получить путем сдачи профессионального экзамена экстерном, на котором независимо от способа освоения специальности можно продемонстрировать свои знания и владение навыками, требуемыми для квалификации. Следовательно, сдавать экзамен экстерном можно и без предварительного обучения, при участии в трудовой жизни.

Высшее образование

Система высшего образования Финляндии состоит из двух параллельных секторов: университетов (и приравненных к ним вузов) и профессиональных вузов. Университетская система исходит из принципа тесной связи между научными исследованиями и обучением. Основная функция таких вузов – заниматься научными исследованиями и на основе их достижений вести обучение. В университетской системе можно получить как низшую ученую степень бакалавра, так и высшую степень магистра, а затем защитить диссертацию на степень лицензиата и доктора наук. Университеты являются также организаторами дополнительного обучения (для повышения квалификации) и преподавания, открытого для всего населения.

Высшие профессиональные учебные заведения, со своей стороны, в большинстве своем представляют собой многопрофильные региональные вузы, деятельность которых отличается тесной связью с трудовой жизнью. Диплом в таких вузах с большим профессиональным уклоном. Как университеты, так и профессиональные вузы расположены по всей стране для предоставления всем учащимся, независимо от места проживания, равных возможностей для получения образования.

Университеты

Система университетов имеет наиболее длительные традиции в истории образования Финляндии. Первый из них, Абоская академия, основана в городе Турку в 1640 году. Деятельность университетов зиждется на свободе науки и на автономии вуза. Под автономией подразумевается, что система принятия решений в университетах очень независимая. Решения о правилах получения ученых степеней, об учебных планах, а также о приеме студентов по всем отраслям науки принимаются университетами и их факультетами. Все университеты и приравненные к ним вузы, которых в Финляндии насчитывается 20, являются государственными, и государство несет наибольшую финансовую ответственность за их деятельность. Обучение в университетах доступно всем, ибо никакой платы за учебный семестр не взимается.

Задача университетов, определенная законом, – развитие свободной научно-исследовательской деятельности, научного и художественного образования, а также основанного на научных исследованиях учебного процесса. Университеты должны организовать свою деятельность таким образом, чтобы в научно-исследовательской работе и учебном процессе был достигнут высокий мировой уровень с соблюдением принципов этики и общепринятой научной практики.

Университеты сами за счет организации вступительных экзаменов принимают новых студентов. Мест, выделенных по плану приема, хватает примерно третьей части каждой возрастной группы. Крупнейшие направления обучения – научно-техническое, гуманитарное и естественнонаучное. По итогам учебы в университете можно, в зависимости от сданных экзаменов, получить низшую ученую степень бакалавра и высшую – магистра, а при продолжении образования защитить научную диссертацию на степень лицензиата и доктора наук. Для получения степени бакалавра, как правило, требуется три года (минимум 120 так называемых учебных недель), а для получения степени магистра – около пяти или шести лет (160-180 учебных недель).

В университетах и приравненных к ним вузах Финляндии в 2000 году училось свыше 150 тысяч студентов, среди них 3,7 тысяч граждан других стран. Сеть университетов Финляндии покрывает всю страну, включая наиболее северный регион Лапландии. Среди университетов – 10 многопрофильных университетов, три технических вуза, три экономических (коммерческих) вуза и четыре художественных вуза разного профиля. Кроме того, вне сферы управления Министерства просвещения работает Высшее оборонное учебное заведение, которое обеспечивает высшее военное обучение.

Высшие профессиональные учебные заведения

Характерная черта учебы в профессиональных вузах – тесная связь с производством, а цель обучения – подготовка студентов к работе в качестве экспертов разных отраслей.

Система высших профессиональных учебных заведений достаточно новая, она была создана в 1990-х годах. Реформа исходила из желания обеспечить рост высшего образования именно за счет профессиональных вузов.

Поступление в профессиональный вуз предусматривает сдачу студенческих экзаменов, то есть окончание гимназии, или получение среднего профессионального образования. В отличие от университетов все профессиональные вузы содержатся муниципалитетами или частными организациями. Государство, однако, обеспечивает их основное финансирование, ибо его доля составляет 57%. Получение диплома требует 3,5 или 4 года учебы (140-160 учебных недель), включая стажировку на местах работы и написание дипломной работы по специальности.

Профессиональные вузы ведут обучение по следующим отраслям: техника и транспорт, управление и торговля, социальные услуги и услуги здравоохранения, сфера культуры, сфера туризма, общественного питания и хозяйственных услуг, возобновляемые природные ресурсы, гуманитарная и педагогическая сфера. Программы обучения для получения диплома утверждаются Министерством просвещения, но решения по учебным планам принимаются учебными заведениями самостоятельно. В 2002 году в виде эксперимента начинается обучение, предусматривающее увеличение объема образования (дополнительно 40-60 учебных недель) в связи с повышением требований в некоторых отраслях. В 29 профессиональных вузах Финляндии в 2000 году училось около 114 тысяч студентов.

В университетах и профессиональных вузах Финляндии мест, выделенных по планам приема, хватает приблизительно 65% каждой возрастной группы. Цель правительства заключается в том, чтобы высшее образование получала всё большая часть населения страны.

Население Финляндии по уровню образования:

(Данные 2000 года по классификации Центрального статистического бюро Финляндии)

 

Нет специального образования после общеобразовательной школы (общеобразовательная, народная или средняя школа) – 40,6 %.
Среднее образование, гимназия – 36,1 %.
Высшее образование – 23,3 %.
Докторская степень – 0,3 %.

 

Обучение взрослого населения

Обучение взрослых стало в Финляндии за последние двадцать лет важной составной частью политики в сфере образования. Уровень образования в старших возрастных группах ниже, чем в младших, и вызывает необходимость переподготовки и повышения квалификации старшего поколения. В связи с выходом на пенсию больших возрастных групп, родившихся в первые годы после второй мировой войны, потребность в обучении взрослого населения, вероятно, будет продолжать расти. По международным данным финны активно участвуют в курсах для взрослых: ежегодно около миллиона человек по своей инициативе обучается на курсах, организованных в одном из более чем тысячи учебных заведений, в том числе высших. Общий объем обучения исчисляется почти 10 миллионами учебных часов.

Обучением взрослых занимаются вузы, профессиональные учебные заведения, центры профессионального обучения взрослых, высшие народные училища и летние университеты. Система обучения взрослых предлагает учащимся подготовку с целью получения базового образования, среднего и высшего образования, а также открытых для всех определенных курсов данного учебного заведения, подготовку к экзамену экстерном (например, по языкам, по разным специальностям), подготовку по месту работы на договорных основах, а также переподготовку для поддержания профессиональных навыков и повышения квалификации. Кроме того, обучение взрослых может включить приобретение общественно-просветительных знаний или навыков, связанных с личными интересами и хобби учащегося. Обучение взрослых с целью получения специальности или ученой степени ведется бесплатно. Что касается остальных форм обучения, то наряду с бесплатными курсами предлагаются и курсы с частичной оплатой и рыночными ценами. Министерство просвещения финансирует обучение взрослого населения и отвечает за его развитие.

Взрослые могут окончить общеобразовательную школу или гимназию; они могут сдавать студенческие экзамены в гимназиях для взрослых или в отделениях гимназий, предназначенных для взрослых. Гимназии для взрослых занимаются и обучением иностранных учащихся.

Подавляющее большинство взрослых учащихся, работая, учится заочно. Чтобы была возможность работать и одновременно учиться, постоянно развиваются самостоятельные и заочные формы учебы. С помощью информационной технологии возможности заочной учебы постоянно расширяются.

Обучение взрослых по направлению службы занятости представляет собой важную форму образования. Ее цель – повысить предложение квалифицированной рабочей силы и облегчить безработным возвращение на рынок труда. Особую группу при этом образуют лица, длительное время находящиеся без работы. Переподготовка незанятой рабочей силы увеличивалась в Финляндии особенно в 1990-х годах, когда международный экономический спад достиг и Финляндии, снижая уровень занятости в стране. За переподготовку незанятой рабочей силы отвечает Министерство труда, субсидируя в разных учебных заведениях курсы и обучение для безработных и находящихся под угрозой безработицы. Такое обучение для учащихся бесплатно.

Управление образованием в Финляндии

Решения по общим принципам политики в сфере образования и законодательству принимаются в Финляндии парламентом. За исполнение этих решений отвечают Государственный совет (то есть правительство), Министерство просвещения и Главное управление просвещения. Министерство просвещения является высшим органом страны в сфере образования, контролирующим все виды образования, получающие государственное финансирование. Доля образования в госбюджете составляет 14%. Министерство просвещения стремится обеспечить гражданам страны возможность всестороннего развития личности посредством образования и услуг в сфере культуры, и профессиональных знаний и навыков, требуемых в трудовой жизни, а также укрепление национальной культуры и развитие международного сотрудничества. На национальном уровне его главными партнерами выступают Министерство труда, Министерство социального обеспечения и здравоохранения и Министерство торговли и промышленности.

В Министерстве просвещения подготавливаются для рассмотрения в правительстве и парламенте проекты законов, положений и постановлений, относящиеся к данной сфере управления. Министерство участвует также в подготовке законодательных актов и постановлений ЕС по сотрудничеству в этой области. Министерство руководит и совершенствует работу сферы образования. Оно выделяет средства государственным учреждениям и организациям, предоставляет государственные субсидии муниципалитетам, их объединениям и частным организациям.

Обучение, предусматривающее получение специальности или ученой степени, в Финляндии ведется бесплатно во всех учебных заведениях, входящих в официальную систему образования, включая и университеты. Учащиеся имеют право получения студенческих пособий после общеобразовательной школы независимо от учебного заведения и формы учебы.

Автор: Юха Ойанен
Источник: МИД Финляндии, портал //www.virtual.finland.fi/